По данным Jаson&Partners, российская аудитория
онлайн-видео в 2011 году составила около 40 млн человек. Для сравнения, в
Великобритании - 34 млн, во Франции - тоже 40 млн. 26%
пользователей видеоресурсов в России уже имеют опыт пользования
платными видеосервисами; причем большинство из них платили за разовый
просмотр/скачивание видео. К 2015 году, по прогнозам аналитиков
Jаson&Partners, онлайн-аудитория может составить 70 млн человек. Одним из факторов, тормозящих развитие онлайновых видеосервисов, традиционно является пиратство. «Пиратское
видео сдерживает развитие потребительских сервисов с лицензионным
видео/аудио, но даже в таких условиях появляются новые сервисы и
потребляются качественные услуги, с хорошим качеством видео и звуком,
чего зачастую не дают те же пиринговые сети», – комментирует «Газете.Ru» ситуацию руководитель пресс-службы интернет-провайдера «Акадо» Денис Рычка. Впрочем, и с «Контактом» правообладатели и онлайн-кинотеатры стараются договариваться и заменяют пиратскую продукцию на свою. Сама «Акадо» предоставляет своим абонентам услугу «Домаший кинозал» - это не онлайн-кинотеатр, но принцип (pay-per-view)
тот же: оплатив нужный фильм, можно посмотреть его в любое время,
правда не на компьютере, а только по телевизору. По словам представителя
компании, услугой пользуются 10-15% пользователей из числа абонентов «Акадо» (клиентская база «Акадо», по данным iKS-Consulting в 1 полугодии 2011 года составила 491 тыс. абонентов цифрового телевидения). «У
легальных онлайн-кинотеатров есть преимущество перед пиратскими
порталами: они вкладываются в свое развитие, в расширение функционала и
возможностей, – сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» главный редактор журнала «Бюллетень
видеорынка» Кирилл Табаченко. – Немало представителей
онлайн-кинотеатров придерживаются мнения, что с пиратами можно
конкурировать». В США, например,
самый известный онлайн-кинотеатр Hulu.com запустили в 2008 году
кино-компании Fox, Disney и NBC/Universal. Сначала он работал по
рекламной модели, однако голливудские мэйджоры быстро поняли, что
раздавать свой контент почти бесплатно не выгодно, поэтому запустили
систему платной подписки Hulu Plus, с более обширной библиотекой фильмов
и сериалов в HD-разрешении. Еще один крупный
американский киносервис Netfix начинал как видео-прокат по почте, потом у
него появился онлайн-сервис - тоже с платной подпиской. Hulu и Netfix
сейчас можно использовать на любых платформах, подойдут и игровые
приставки, и телевизоры, и смартфоны. К этому же стремятся и российские
онлайн-кинотеатры, выпуская приложения для различных устройств. Среди
российских онлайн-кинотеаторов можно выделить 3 основных - ivi.ru,
omlet.ru и now.ru. Показательно, что все они используют разную модель
монетизации. IVI зарабатывает с помощью самой популярной модели – перед просмотром лицензионных фильмов зрители видят рекламные ролики. «Омлет» (проект сотового оператора МТС) берет деньги за просмотр фильма и скачивание – 50-70 руб. и 200 руб. соответственно. Now.ru (проект телекомпании ТНТ) использует платную подписку, которая стоит 500 руб. в месяц. Несмотря
на распространенное мнение, что российские пользователи все еще не
готовы платить за платные сервисы, проведенный компанией
Jаson&Partners опрос показал: около 30% посетителей видеоресурсов в
России уже имеют опыт пользования платными видеосервисами, причем
большинство из них платили за разовый просмотр/скачивание видео.
Косвенно о росте рынка онлайн-кино также свидетельствует снижение продаж
DVD в России. Правда
ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что
онлайн-кинотеатры с любыми моделями никогда не выйдут в плюс. «Это
классические мыльные пузыри интернет-проектов: они будут работать до
тех пор, пока инвесторы вкладывают туда свои деньги, у всех подобных
проектов нет будущего» – заявил Эдьдар Муртазин в интервью «Газете.Ru».
По его словам, они бы не были убыточны, если бы у них был бесплатный
трафик и бесплатный контент, но это, конечно, утопическая ситуация.
Таким образом, по мнению аналитика, онлайн-кинотеатры могут существовать
лишь как дополнительный сервис при компаниях, которые по определению
имеют аудиторию, связанную с другим бизнесом. «В
России эти сервисы стали популярны в качестве вложения денег в
2009-2010 годах – многие инвесторы рассчитывали на рост рекламного рынка
в интернете. И хотя проекты Video-on-demand» существовали и до 2010
года, именно тогда на рынке появилось сразу несколько крупных игроков, -
говорит Кирилл Табаченко . – Двое их них заявили о себе громко и до сих
пор остаются самыми яркими – это ivi.ru и now.ru. Одна из главных
причин - впечатляющие бюджеты этих проектов, которые позволяют покупать
недешевые эксклюзивы и тратить средства на рекламу». По
его словам, самый популярный и узнаваемый кинотеатр в рунете в
настоящее время – именно IVI, а у now.ru такой популярности быть не
может, поскольку они делают упор на платную подписку. Однако оба сервиса
активно развиваются и получают все больше нового контента. Пресс-секретарь компании МТС Валерия Кузьменко рассказала «Газете.Ru»,
что портал Оmlet.ru с 2009 года собрал более 2 000 художественных
фильмов, 7 000 эпизодов сериалов и ТВ-программ и предлагает контент для
ТВ, компьютеров, телефонов и планшетов. В МТС утверждают, что Оmlet –
это пока единственный в России проект, реализованный на основе «облачных»
технологий: пользователь может смотреть кино, оплатив его один раз, на
всех доступных ему устройствах. МТС также разрабатывает собственный
интерфейс для каждой из платформ. «За
последний год медиа-сервис Omlet.ru показал значительный рост:
среднемесячная статистика посещений портала выросла вдвое, а количество
продаж увеличилось в семь раз» - отметила представитель компании. Отвечая
на вопрос, какая бизнес-модель является наиболее успешной, реклама или
оплата за просмотр, Валерия Кузьменко сказала, что рекламная модель
подразумевает необходимость содержания большой библиотеки контента (как правило, невысокого качества) и максимальной продажи рекламного трафика, что не всегда делает проект коммерчески успешным. «Модель
оплаты за просмотр существует и успешно развивается, потому что
современный пользователь готов платить за качественный контент, -
добавила пресс-секретарь МТС. - В настоящее время формируется аудитория
тех зрителей, которые в принципе не ходят в кино (нет времени, желания или возможности) – и это потенциальный рынок легальных онлайн-ресурсов». Впрочем, главред журнала «Бюллетень видеорынка» Кирилл Табаченко уверен, что самая успешная модель - не реклама и не платный просмотр, а платная подписка. «Важно
заполучить хороший каталог фильмов, сериалов и мультфильмов в HD
качестве, с многоканальным звуком, даже с оригинальной дорожкой,
субтитрами и т.д., - говорит он. - В США с этим проще, платное ТВ и
электронные платежи для них обычное дело, а у нас только начали
привыкать платить за доступ к контенту как за сервис. Поэтому в России сейчас распространена рекламная модель (к
слову, больше, чем на Западе), но рано или поздно бесплатные
онлайн-кинотеатры скорее всего упрутся в потолок: чтобы отбить хороший
контент на рекламной модели, нужно очень-очень много просмотров». В
ноябре 2011 года в российском интернет-сегменте появился еще один
интернет-кинотеатр с лицензионным видео – Megogo.net. Проект
ориентируется на пользователей 15 стран: России, Украины, Казахстана,
Беларуси, Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Грузии, Армении,
Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана.
Ресурс обещает предоставлять всю продукцию в хорошем качестве, в
основном бесплатно. В дальнейшем на сайте хотят сделать платный раздел с
премиальным контентом. Какая модель монетизации онлайновых
видеосервисов победит, сейчас сказать сложно, возможно, они будут
существовать параллельно. Например, рекламная модель для обычного
контента, а платная – для премиального. Но в любом случае, всем
легальным видеосервисам придется выдержать острую конкуренцию с
пиринговыми и социальными сетями.
|